Ограничения по зрению для получения прав
Ограничения по зрению для получения прав
Водитель должен реагировать на изменение ситуации на дороге в течение одной секунды. Оперативную реакцию обеспечивает хорошее зрение. Если с ним есть проблемы, тогда водитель должен использовать корректирующие средства — очки или контактные линзы. Они регулируют остроту зрения, но не всегда обеспечивают успешное прохождение медосмотра.
Какие ограничения по зрению могут помешать получить водительское удостоверение, а какие не являются помехой для управления автомобилем, расскажем в этом материале.
При каких заболеваниях получение водительских прав невозможно
Необходимость прохождения медосмотра для граждан, желающих стать водителями, предусмотрена нормами закона ФЗ от 10.12.1995 № 196 «О безопасности дорожного движения». При обращении в органы Госавтоинспекции медицинская справка нужна в случае:
- первичного получения водительских прав;
- возврата водительского удостоверения после его лишения за вождение автомобиля в состоянии алкогольного опьянения; .
- психические, симптоматические и прочие органические расстройства;
- бредовые и шизотипические расстройства, шизофрения;
- аффективные расстройства (расстройства настроения);
- расстройства соматоморфные и связанные со стрессом, невротические;
- расстройства личности в зрелом возрасте;
- умственная отсталость;
- расстройства поведения и психические расстройства, вызванные употреблением психоактивных веществ;
- эпилепсия;
- ахроматопсия;
- тяжёлые сердечносо-судистые заболевания.
Завершает список болезней, с которыми нельзя получить водительские права, слепота обоих глаз.
При нарушениях слуха водительские права могут быть получены, но только на категорию В. Глухие водители могут водить:
- легковые авто;
- грузовые машины весом до 3,5 тонн;
- микроавтобусы вместимостью до 8 пассажиров.
Другими транспортными средствами управлять запрещено.
В водительском удостоверении ставится отметка о невозможности такого человека работать водителем по найму. Можно управлять авто лишь в частном порядке.
Зрение для прав категорий А, М (А1, B1)
Требования для двухколесных транспортных средств похожи на автомобильные, однако есть и важное различие:
1. Острота зрения ниже 0,6 на лучшем глазу и ниже 0,2 на худшем глазу с переносимой коррекцией при 2 открытых глазах независимо от вида коррекции (очковая, контактная, хирургическая), степени и вида аметропии или длины глаза.
2. Слепота одного глаза при остроте зрения ниже 0,8 с переносимой коррекцией на зрячем глазу независимо от вида коррекции (очковая, контактная, хирургическая), степени и вида аметропии или длины глаза.
Основное различие заключается в том, что особые требования предъявляются к водителю, у которого отсутствует один глаз. У такого водителя острота зрения единственного глаза должна быть 0,8 или больше.
Справку для категории А можно получить в следующих случаях:
- 0,6 или больше — на лучшем глазу, если оба глаза видят.
- 0,2 или больше — на каждом из двух глаз.
- 0,8 или больше, если глаз единственный.
Также для прав категорий А и М допускается применение корректирующих устройств (очков, линз).
Как подготовиться и пройти медкомиссию?
Острота человеческого зрения, определяемая с помощью таблицы Сивцева, не является абсолютным показателем. Она зависит не только от освещения, но и от усталости глаз. Чем больше были напряжены глаза в дни перед посещением офтальмолога, тем меньшую остроту зрения покажут измерения. Для людей с хорошим зрением разница может быть практически незаметной, однако для лиц с пограничными показателями она может стать критической.
Поэтому перед тем, как посетить офтальмолога, рекомендуется придерживаться следующих правил:
- снизить нагрузку на глаза за несколько дней до проверки – избегать работы с компьютером, уменьшить просмотр телевизора, меньше пользоваться мобильным телефоном и т. д.;
- назначить визит на первую половину дня, желательно утро – во время сна глаза отдыхают, поэтому утром зрение острее, чем вечером;
- лучше выбрать для прохождения зрения первые дни после отпуска, в котором глаза отдыхают от различных девайсов и работы;
- желательно избегать волнений и стрессов перед визитом к офтальмологу, так как они могут спровоцировать ухудшение зрения даже у здорового человека;
- перед входом в кабинет запрещено смотреть на солнечный свет и яркие лампы.
Медицинский запрет на вождение пытается преодолеть инвалид на севере Казахстана
ПЕТРОПАВЛОВСК, 8 авг – Sputnik, Елена Бережная. В Петропавловске выпускники первой в республике автошколы для лиц с ограниченными возможностями «Равная дорога» получили водительские права, однако пока набор в автошколу людей с инвалидностью приостановлен, передает корреспондент Sputnik Казахстан.
Дело в том, что первый поток выявил проблему, требующую решения на республиканском уровне. Законодательство запрещает казахстанцам с некоторыми диагнозами водить машину. В законодательстве нужны поправки, считает директор единственной специальной автошколы в стране Салимхан Сабитов. Сейчас его предложение рассматривают в министерстве здравоохранения.
Дорогу осилит идущий
Специальная автошкола появилась на севере страны в марте этого года. И пока она единственная в Казахстане. Открыл ее выпускник интерната для детей с поражением опорно-двигательного аппарата Салимхан Сабитов.
Идею автошколы для людей с ограниченными возможностями Салимхан Сабитов презентовал на конкурсах стартап-проектов в Алматы и Астане в прошлом году, там и нашлись спонсоры, готовые помочь в реализации проекта. На спонсорские средства Сабитов приобрел приемлемую по стоимости, негабаритную и маневренную Lada Granta. К тому же, это автомобиль с автоматической трансмиссией, что имело значение для переоборудования машины под управление людьми с нарушением опорно-двигательного аппарата. Переоборудовали машину в Челябинской области России.
«На руль установили деталь, напоминающую штурвал самолета, которая позволяет управлять автомобилем полностью вручную. Потянуть рычаг на себя – это равносильно тому, что нажать педаль газа, а для того, чтобы затормозить, нужно наоборот нажать на рычаг от себя. Эта деталь никак не мешает управлять автомобилем и традиционным способом», — объясняет Сабитов.
Оборудование обошлось в 300 тысяч тенге. Машину поставили на учет в дорожной полиции и в спецЦОНе. А в марте этого года новая автошкола для инвалидов была открыта. Уже в первую группу набралось десять человек. В первом потоке учился и сам директор автошколы для людей с ограниченными возможностями Салимхан Сабитов.
Гордые выпускники
«После двух месяцев обучения первая группа из четырех человек получила свидетельства об окончании курса. Двое из них уже сдали экзамены и получили права», — рассказал Sputnik Казахстан директор автошколы «Равная дорога».
В числе первых прошла обучение и стала обладательницей водительских прав жительница Петропавловска Екатерина Залецкая. У девушки поражение опорно-двигательного аппарата. Она инвалид второй группы.
«Я с самого детства мечтала водить машину. И только взрослея, стала понимать, что машина для меня — это не просто детское представление о красивой жизни, а еще и большая помощь в передвижении. Мне тяжело ходить на большие расстояния», — поделилась Катя.
Она призналась, что как только узнала об открытии автошколы, поняла: это ее шанс на мобильное будущее.
«Сначала я очень боялась. Даже трясло от страха. Но когда первый раз села за руль, такое ощущение было, как будто я всю жизнь водила. И все обучение прошло на одном дыхании. Теперь мечтаю о собственном автомобиле», — говорит Екатерина Залецкая.
Палки в колеса
К слову, девушка уже присмотрела себе машину, но купить автомобиль пока не может. Инвалиды имеют равные права со здоровыми казахстанцами пока только на словах.
Попытки Екатерины обратиться в банки, чтобы получить автокредит, оказались бесплодными. Во всех банках девушке отказали, ссылаясь на ее инвалидность.
«Даже несмотря на то, что я работаю фармацевтом и у меня хорошая зарплата, вдобавок получаю пособие по инвалидности. Меня даже слушать не хотели», — возмутилась девушка.
Имея работу, Екатерина может себе позволить крупные покупки, а что делать тем, кто живет только на пособие, спрашивает девушка.
А ведь это тоже граждане страны, и хотят иметь равные возможности, в том числе покупать какую-то технику, которая бы облегчила их быт, говорит она.
«Даже не знаю, как мне сейчас быть. Мне нужно примерно миллион — миллион двести тысяч. Придется копить эти деньги не один год. А я думала, что получу права и сразу смогу ездить на машине», — сетует девушка.
Тем временем, другие выпускники, также мечтавшие сидеть за рулем автомобиля, с трудностями столкнулись еще на первом этапе получения водительских прав. Шестеро, включая самого Салимхана Сабитова, получили отрицательное заключение комиссии по медицинским показаниям.
Пора что-то менять
«С одной стороны, я понимаю медиков, потому что они не хотят брать на себя ответственность. Но я считаю, что назрела необходимость пересмотреть пункты законодательства с учетом индивидуальных возможностей людей с поражением опорно-двигательного аппарат», — считает Салимхан Сабитов.
С этим предложением он обратился к депутатам мажилиса, сейчас этот вопрос рассматривается на уровне министерства здравоохранения.
Являясь инвалидом, Салимхан прекрасно понимает, насколько люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в возможности ездить на личном транспорте.
В Петропавловске проживает 10 тысяч человек с инвалидностью, у более восьми тысяч из них врожденные или приобретенные поражения опорно-двигательного аппарата. К тому же управление машиной помогло бы инвалидам получать дополнительный заработок. Например, у Салимхана Сабитова есть идея открыть таксопарк, в котором могли бы работать североказахстанцы с инвалидностью. Но пока неизвестно, получится ли осуществить этот проект.
Тем временем, об открытии подобных школ задумались в разных городах Казахстана. Люди с инвалидностью обращаются к Салимхану с просьбой поделиться опытом организации специальной автошколы. Такие звонки поступали из Кокшетау, Тараза и Актау.
Штраф за езду без очков/линз в 2021 году
Если на водительском удостоверении есть отметка о том, что он должен обязательно водить автомобиль с очками/линзами, но он ездит без них, то рискует понести за это наказание.
В 2021 году езда без очков или линз людям, у кого есть на это показания, карается штрафом от 5 до 15 тысяч рублей. Езда без коррекционных средств для зрения расценивается как езда без прав.
Интересный факт: в законодательстве РФ нет статьи, в которой шла бы речь о езде без очков. Поэтому за такое нарушение водители приравниваются к ответственности, как езда без прав. Поэтому и такие большие суммы за езду без очков.
Но учтите, что если сотрудник Госавтоинспекции выявит факт нарушения и поймает водителя за езду без очков, то тот понесет и дополнительные расходы. Ведь его машину возьмут на штрафплощадку.
В дальнейшем ему придется заплатить деньги за эвакуацию транспортного средства и его хранение до устранения нарушения.
В некоторых случаях штрафа можно избежать, если водитель докажет инспектору, что не успел надеть очки, но они лежат у него рядом.
Неидеальное зрение не всегда является камнем преткновения для водителей, желающих получить права. На вопрос многих форумчан: «Какую строчку нужно видеть для беспрепятственного получения допуска на права?» ответ однозначен: «Самую нижнюю».
Но даже если зрение у вас нечеткое, то допуск можно получить, ведь никто не отменял контактные линзы и очки.
Помните: что езда без корректирующих средств повышает опасность на дороге. Поэтому думайте о других людях, обязательно надевайте очки/линзы, чтобы не только избежать штрафа, но и дорожно-транспортных происшествий.